Транспортный бизнес назвал три ключевых проблемы отрасли

IT-компания OMNICOMM публикует результаты федерального исследования «Ключевые проблемы транспортного бизнеса».
В опросе среди грузоперевозчиков приняли участие 195 компаний малого, среднего и крупного бизнеса. По мнению респондентов, наиболее негативно на бизнес влияют: существующая система весогабаритного контроля и мониторинга режима труда и отдыха, а также сложившаяся система работы в «серой зоне».
64% респондентов отметили, что действующая система весогабаритного контроля оказывает негативное влияние на экономическую устойчивость бизнеса. В первую очередь, бизнес беспокоит существующая проблема с некорректными показаниями при взвешивании на передвижных пунктах весового контроля (37%), в результате 72% компаний получают штрафы от 150 000 рублей даже при загрузке по норме, которые в 80% случаев невозможно оспорить. Практически 70% компаний отмечают, что регулярно сталкиваются с фактами коррупции на постах весогабаритного контроля.

Более 80% компаний отмечают, что грузоотправители и грузополучатели должны нести равную ответственность за превышение норм весового контроля. В условиях высокой конкуренции транспортный бизнес вынужден соглашаться на нарушение требований законодательства и брать на себя все риски, связанные с перегрузом (70% компаний) либо сокращать прибыль, недогружая транспорт на 20%, как отметили 40% респондентов. По мнению грузоперевозчиков, внесение поправок в Постановление Правительства РФ №272 и КоАП могло бы уравнять ответственность всех сторон и вывести транспортный бизнес в «белую зону».
Беспокойство бизнеса также вызывает существующая система контроля режима труда и отдыха на базе тахографического контроля, 90% компаний отмечают, что инвестиции в оснащение транспорта системами контроля не окупаются, при этом, по оценке Минэкономразвития, тахографы должны быть установлены примерно на 2 млн машин, а расходы на их эксплуатацию за три года могут достичь 55 млрд. рублей. Проблема становится еще более острой со вступлением в силу с 1 ноября 2019 года повышенных штрафов за нарушение режима труда и отдыха водителей - от 20 000 до 50 000 рублей для юридических лиц. «Несмотря на важную функцию контроля безопасности на дорогах, тахографический контроль в России чаще используется как инструмент фискальной нагрузки и не позволяет использовать собираемые данные в интересах транспортных компаний и формировать базу для прозрачного регулирования отрасли, как в Европе», - подчеркивает Владимир Матягин, президент ассоциации «Грузавтотранс».
По данным исследования, транспортный бизнес заинтересован в дополнительных функциях мониторинга транспорта, которые сейчас реализуются только на базе коммерческих сервисов безопасного и экономичного вождения. 50% респондентов отметили, что важна функция контроль расходов на ТО и обслуживание транспорта, 48% - сокращение затрат на штрафы и страховые взносы, 40% - снижение расходов на топливо за счет более экономичного стиля вождения.

«OMNICOMMсотрудничает с широким пулом транспортных компаний, мы видим, что часть проблем отрасли можно решить в рамках цифровизации. Например, принцип «сэкономил – значит, заработал», когда с помощью IT-решений можно существенно сократить расходы. Только на оптимизации затрат на топливо, которые составляют до 40% в структуре издержек транспортного бизнеса, можно сэкономить до 20-25% бюджета. На практике, эффект цифровизации отрасли измеряется миллиардами рублей», -комментирует результаты исследования Виктор Терехин, OMNICOMM.

По оценке OMNICOMM, помимо экономии, которая возникает на первом этапе внедрения IT-решений, грузоперевозчики также получают инструмент для перестройки бизнес-модели на основе больших данных. В результате, даже в условиях высокой конкуренции и фискальной нагрузки со стороны государства компании могут «из цифры сделать бизнес»: повысить экономическую устойчивость, перестроить мотивацию персонала и выйти из «серой зоны».